Ирвин Ялом - экзистенциальные страхи

Я 51 Ялом И. РФ Эта книга — один из наиболее фундаментальных и обстоятельных трудов известного американского психотерапевта, одного из самых ярких представителей экзистенциально-гуманистического направления. Экзистенциальная терапия представлена в ней как целостный подход — от теоретической структуры до технических приемов. Психотерапевтам любой теоретической ориентации необходимо знакомство с этим направлением, так как экзистенциальная терапия фокусируется на базисных проблемах существования человека. Кроме того, эта книга будет чрезвычайно интересна для любого специалиста гуманитарной сферы, а также для тех читателей-неспециалистов, готовых принять на себя нелегкий и захватывающий труд задуматься о сущности бытия. Главный редактор и издатель серии Л.

Экзистенциальная психотерапия И. Ялома

Доктор, слушайте, а у вас есть страх смерти? Мы тут просто на эту тему разболтались и я страшно удивился, что у людей старше ти он зачем-то есть. Хотя казалось бы, да?

Ирвин Ялом тоски через понятие вечной жизни, но и смягчает прочие экзистенциальные страхи, предлагая свод правил, обеспечивающих структуру и.

Однако у нас есть средства, помогающие справиться с ними, напоминает американский психотерапевт и писатель, для которого они — часть повседневной работы. Вы — сторонник экзистенциальной психотерапии. Для меня экзистенциализм — это не какая-то отдельная форма психотерапии. Любой психотерапевт должен остро чувствовать экзистенциальные вопросы, стоящие перед каждым человеком. В Соединенных Штатах многие психотерапевты в силу финансовых причин вынуждены ограничиваться краткосрочной терапией: Такая психотерапия работает с определенными симптомами, например с неправильными пищевыми привычками, и нацелена на их устранение.

Ялом определял экзистенциальную психотерапию как психодинамический подход. Сразу же необходимо отметить, что существуют два важных различия между экзистенциальной и аналитической психодинамикой. Во-первых, экзистенциальные конфликты и экзистенциальная тревога возникают вследствие неизбежной конфронтации людей с предельными данностями бытия: Когда экзистенциальные психотерапевты и их пациенты проводят углубленное исследование, они не сосредоточиваются на повседневных беспокойствах, а размышляют об основных экзистенциальных проблемах.

Кроме того, экзистенциальные подходы также могут быть использованы для решения проблем, связанных со свободой, ответственностью, любовью и творческим потенциалом.

Ялом предлагает следующее определение экзистенциального Консультационные подходы к страху смерти включают в себя.

Входить в комнату, где уже сидят другие люди Смотреть вниз из окон высоких зданий Власть имущие, авторитетные люди Пауза в разговоре Многим терапевтам доводилось работать с пациентами, пережившими угрозу смерти во время прохождения терапии по той или иной причине, что привело к резкой перемене в их взглядах и жизненных приоритетах. Однако эти пациенты часто изолированы, истощены и испытывают сильные боли. У Шмита была пациентка, которая вследствие отказа почек оказалась очень близка к смерти.

После длительного почечного диализа ей была проведена успешная трансплантация почки. Она вернулась к жизни, чувствуя себя заново родившейся как физически, так и психологически. Она так описывает произошедшие в ней перемены:

И. Ялом. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

Ирвин Ялом Ирвин Ялом родился в году — американский психолог и психотерапевт, доктор медицинских наук, профессор психиатрии Стэнфордского университета. Ялом определяет экзистенциальную психотерапию как подход, который фокусируется на базисных проблемах существования индивидуума. Такими базисными или экзистенциальными проблемами он считает смерть, свободу, одиночество и бессмысленность жизни. Экзистенциальный подход ориентирован на инсайт, понимание.

Ключевые слова: признаки экзистенциального выбора; ценности; отклоненные альтернативы; магистральный путь; жизнен- И. Ялом подробно останавливается на про- .. сутствие у человека страха жизни как страха встречи с.

Она учила путем наглядного показа, на наших глазах создавая целую батарею чудесных блюд из телятины и баклажанов. Мы смотрели и прилежно пытались записать рецепты. Но результаты наших усилий оставляли желать лучшего: Ответ от меня ускользал, пока в один прекрасный день, особенно бдительно следя за кухонным действом, я не увидел следующее. Наш ментор с величайшим достоинством и неторопливостью приготовила очередное кушанье. Затем передала его служанке, которая без единого слова взяла его и понесла в кухню на плиту.

По дороге она, не замедляя шага. Думая о психотерапии, особенно о критических составляющих успешной терапии, я часто вспоминаю этот кулинарный курс. В академических текстах, журнальных статьях и лекциях психотерапия изображается как нечто точное и систематическое — с четко очерченными стадиями, со стратегическими, техничными вмешательствами, с методическим развитием и разрешением переноса, с анализом объектных отношений и тщательно спланированной рациональной программой направленных на достижение инсайта интерпретаций.

Однако я глубоко уверен:

СМЕРТЬ И ТРЕВОГА

Существование — не статический процесс, существование связано с возникновением или становлением. Экзистенциальные подходы к терапии имеют отношение к науке и процессам бытия. Экзистенциальные терапевты помогают клиентам выстоять или утвердить свое существование, несмотря на ограничения, с которыми связано существование, и в пределах этих ограничений.

В основе экзистенциальных подходов терапии лежит экзистенциальная философия.

В фильме показано, как И.Ялом применяет на практике принципы экзистенциального и межличностного подходов. Три психотерапевта представляют.

Под"данностями существования" я подразумеваю определенные конечные факторы, являющиеся неотъемлемой, неизбежной составляющей бытия человека в мире. Как открывает человек для себя содержание этих данностей? В определенном смысле, это нетрудно. Метод глубокая личностная рефлексия. Когда мы"заключаем в скобки" повседневный мир, то есть отстраняемся от него; когда глубоко размышляем о своей ситуации в мире, о своем бытии, границах и возможностях; когда касаемся почвы, принадлежащим всем остальным почвам, — мы неизбежно встречаемся с данностями существования, с"глубинными структурами", которые я именую"конечные данности".

Катализатором процесса рефлексии часто служит экстремальный опыт. Он связан с так называемыми"пограничными" ситуациями — такими, например, как угроза личной смерти, принятие важного необратимого решения или крах базовой смыслообразующей системы. Я выделяю четыре конечные данности: Экзистенциальный динамический конфликт порождается конфронтацией индивидуума с любым из этих жизненных фактов. Ирвин Ялом о смерти Наиболее очевидная, наиболее легко осознаваемая конечная данность — смерть.

Сейчас мы существуем, но наступит день, когда мы перестанем существовать. Смерть придет, и от нее никуда не деться. Это ужасающая правда, которая наполняет нас"смертельным" страхом.

Ирвин Д. Ялом

Цитаты Настоящее издание - один из наиболее фундаментальных и обстоятельных трудов известного американского психотерапевта, одного из самых ярких представителей экзистенциально-гуманистического направления. Экзистенциальная терапия представлена в ней как целостный подход - от теоретической структуры до технических приемов. Психотерапевтам любой теоретической ориентации необходимо знакомство с этим направлением, так как экзистенциальная терапия фокусируется на базисных проблемах существования человека.

Жизнь без страха смерти», Ирвина Ялома на сайте или через вечной жизни, но и смягчает прочие экзистенциальные страхи, предлагая свод правил.

В той степени, в какой клиницисты могут применить структурирующую парадигму психопатологии, они избавлены от тревоги в связи с ранними стадиями психопатологических процессов. У них формируются способность узнавания и чувство контроля, вызывающие у пациентов ответную реакцию уверенности и доверия — предпосылок подлинно терапевтических отношений. Парадигма, которую я опишу в этой главе, как и большинство парадигм психопатологии, основана на допущении, что психопатология представляет собой неудачный, неэффективный способ преодоления тревоги.

Согласно экзистенциальной парадигме, тревога порождается конфронтацией индивида с конечными данностями существования. В этой главе я изложу модель психопатологии, основанную на борьбе индивида с тревогой смерти, а в последующих главах — модели, приложимые к случаям пациентов, чья тревога преимущественно связана с другими конечными данностями — свободой, изоляцией и бессмысленностью.

По дидактическим причинам мне приходится обсуждать эти данности отдельно друг от друга, но на самом деле все четыре — это волокна единой нити бытия, и в конечном счете должны быть воссоединены в целостной экзистенциальной модели психопатологии. Психопатология в любой системе — это, по определению, неэффективный защитный модус. Даже в случае успешного отражения тяжелой тревоги защитные маневры блокируют рост, выливаются в скованную и неудовлетворяющую жизнь.

Многие экзистенциальные теоретики отмечали высокую цену, которую индивиду приходится платить в борьбе за обуздание тревоги смерти. Кьеркегор знал, что в стремлении не чувствовать"ужас, гибель и уничтожение, обитающие рядом с любым человеком" люди ограничивают и умаляют себя". Отто Ранк охарактеризовал невротика как"отказывающегося брать в долг жизнь , чтобы не платить по векселю смерть". Пауль Тиллих утверждал, что"невроз есть способ избегания небытия путем избегания бытия".

Эрнест Бекер говорил примерно о том же самом:

Ирвин Ялом Memento Mori Часть 1