Вопрос 28. Философия Немецкого экзистенциализма (Хайдеггер, Ясперс)

Вы ведь ясно сознаете, что цель нашего рождения - Ничто, что мы любим Ничто, верим в Ничто, трудимся не щадя себя, чтобы постепенно обратиться в Ничто Но мне не осилить эту вопиющую истину. Когда я обозреваю жизнь, то что есть конец всего? Когда же я возношусь духом, то что есть вершина всего? Гельдерлин Я навсегда осужден существовать за пределами моей сущности, мотивов и побудительных причин моего действия: Почему, например, не добродетельные люди, а грешники столь значительны у Мориака? Почему героиня романа не находит себе места, мечется, страдает в нормальной семейной жизни, когда никакие обстоятельства не мешают ее счастью? Почему она решается на убийство мужа, который не сделал ей ничего плохого?

Вы точно человек?

15, Отсюда и берет свое начало термин"экзистенциональность", что, в принципе, почти одно и тоже. Экзистенциональность - это когда человек почему-то вдруг начинает ощущать себя частичкой Мироздания, попадает в такой своеобразный поток своих чувств, когда он понимает бренность и временность своего нахождения в этом мире. Он как бы поднимается над собой, над суетой, видит себя со стороны.

Он понимает, что может умереть, но не жалеет об этом.

Ключевые слова: Сартр, свобода, тревога, бытие, ничто, которые превращают меня в вещь среди других вещей: «Страх имеет отношение к пониманию конституирования временной . В этом обороте мира я пребываю изначально, моя экзистенциальная ситуация — неизбежность и.

Поэтому данные страхи обладают рядом особенностей: Они в той или иной мере присущи всем людям. Они спрятаны в глубине подсознания и поэтому не всегда осознаются человеком. Из-за своей глубины и неконкретности они не поддаются полному искоренению. Это, так сказать, их отрицательные стороны. Но, как всегда бывает в жизни, есть и плюсы. С этими страхами можно жить сколь угодно долго Их можно значительно уменьшить приемами рациональной или поведенческой терапии, снизив их уровень до приемлемых величин.

Экзистенциальные страхи можно разделить на четыре основные групп: Страх перед пространством может принимать различные формы, из которых основными являются страх перед замкнутым или открытым пространством и страх темноты. Страх перед временем может принимать форму страха перед неизвестностью будущего и страха перед смертью.

Смысл человеческого бытия Экзистенциализм — философия существования, иррационалистическая философия. Ее наиболее крупные представители — М. В Германии экзистенциализм стал складываться после первой мировой войны обстановка озлобления и уныния. Новая волна — Франция времен оккупации и после второй мировой войны. Экзистенциалисты поставили вопрос о смысле жизни, о судьбе человека, о выборе и личной ответственности.

у Хайдеггера это прежде всего страх, затем - бытие-в-мире, забота, Существование имеет возможность, а вместе с тем и свободу усвоить себе себе, она и есть будущее, из которого вытекает также временность, а также.

Последнее представляет собой не холодную объективность теоретической позиции, но и не теплое чувство близости и доверия ко всему окружающему миру, свойственное философии жизни в ее основаниях, ибо в случае с экзистенциальной философией решающими оказываются прямо-таки мрачные и гнетущие стороны жизненного опыта: И в этом плане против экзистенциальной философии достаточно часто выдвигались возражения. Считалось, что она является философией противостоящего жизни пессимизма.

Но при этом забывалось, что на основе экзистенциальной философии никоим образом не предполагалось ослабления сил, что, напротив, именно она является источником силы и достижений существования. В попытке упорядочить в первоначальном обзоре многообразие различных настроений согласно двум полюсам - светлого и мрачного, - на первый же взгляд становится ясно, что в экзистенциальной философии решающим образом господствует мрачная сторона.

Из различных же возможных здесь оттенков в особенности плодотворным оказался страх, философская плодотворность страха является крупным антропологическим открытием экзистенциальной философии. Страх особенно подходящ для того, чтобы прояснить своеобразный нетеоретический, эмоциональный характер экзистенциальной философии. В понятии страха соединяется многое из того, что было еще слишком абстрактным образом развито ранее при обсуждении ситуации и пограничной ситуации.

На первый взгляд кажется, что страх вообще лишен какого бы то ни было глубокого философского значения. го рассматривают в качестве чего-то такого, что, в частности, хотя нередко и пристает мучительным образом к человеку, по сути же затрагивает его все же лишь с внешней стороны в качестве слабости, которая овладевает человеком в несовершенности его существа лишь эпизодически и которую необходимо по возможности преодолевать посредством воспитания и самовоспитания.

Своеобразнейшее же открытие экзистенциальной философии заключалось в том, что в ней страх был познан в его поистине основополагающем значении - как условие становления подлинного существований Такое открытие страха совершилось сперва в труде Кьеркегора г. Систематический же философский разбор большей частью обязан соответствующему разделу у Хайдеггера . Сразу же следует заметить, что страх и боязнь весь ма близки, и словоупотребление зачастую их неразличимое роднит Но все же различие существует - чуткое ухо распознает его уже в обычном словоупотреблении, а экзистенциальная философия выявляет затем при помощи понятийных средств.

Просто о сложном — экзистенциальное консультирование в психологии

Белым, а впоследствии — Л. Таким образом, в борьбе с рассудочно-механистическим мышлением философия жизни в своих крайних формах пришла к отрицанию всякого систематического способа рассуждения как не соответствующего жизненной реальности и тем самым к отрицанию философии, ибо последняя не может обойтись без осмысления бытия в понятиях и, стало быть, без создания системы понятий. Философия жизни явилась не только реакцией на способ мышления, она выступила и как критика индустриального общества в целом, где разделение труда проникает и в духовное производство.

Однако вместе с культом творчества и гения она приносит с собой не только дух элитарности, когда идеалы справедливости и равенства перед законом, воспетые эпохой Просвещения, уступают место учению об иерархии, но и культ силы. На смену философии жизни приходит экзистенциализм и персонализм, понимание человека как индивида сменяется пониманием его как личности.

Экзистенциальная философия С.Киркегора была почти неизвестна в России полюсов реальности - божественного и земного, временного и вечного, эту свободу - отвергнуть притязания разума и вместе с ними - страх перед.

Особенностями обыденно-практического знания являются… Ответы: Знание, основанное на здравом смысле и повседневном опыте людей, называют обыденным. Его особенностью является то, что в своем применении оно не требует предварительной системы доказательств. Другая его особенность — принципиально бесписьменный характер. Обыденное знание носит ссылочный характер, опирается на мнения, авторитет, а также является разрозненным, несистематическим. Однако оно выполняет важную функцию по регулированию практического поведения людей, информированию об имеющихся в обществе представлениях об устройстве природы, общественных структур, царящих нравах, правилах и нормах, подлежащих исполнению и т.

Характерными чертами интернализма являются… Ответы: Принцип, в соответствии с которым движущей силой развития науки являются факторы, связанные с внутренней природой научного познания, называется интернализм. Сторонники данной позиции подчеркивают, что идеи возникают только из идей, существует логическая последовательность, в которой они рождаются.

Никакие внешние воздействия не в состоянии разрушить эту последовательность.

Юлиус Эвола - Оседлать тигра

Методические указания включают в себя развернутый тематический план лекционных занятий, контрольные вопросы, библиографический список, темы рефератов, задания для самостоятельной работы. Приведенный ниже текст получен путем автоматического извлечения из оригинального -документа и предназначен для предварительного просмотра. Изображения картинки, формулы, графики отсутствуют. Свобода как преодоление необходимости.

Чудо и загадочность как фундаментальные категории бытия.

Известно, какое распространение получила тема экзистенциальной и будущее одинаково лишены доверия; надежда, как и опасение, страх, как .. расширяет временные характеристики свободы, о чем свидетельствует.

Экзистенциальные страхи Обычно, экзистенциальные страхи понимаются, как отдельная группа страхов, не связанная с какими-то жизненным событием определенного индивида, а скорее связанные с внутренней сущностью человека. Поэтому экзистенциальные страхи обладают рядом особенностей: Некоторым в большей, некоторым в меньшей степени. Спрятаны глубоко подсознании и поэтому, чаще всего не могут осознаваться человеком.

Из-за глубины и неконкретности содержания, экзистенциальные страхи практически не поддаются полному излечению. Их можно только минимизировать. На сегодняшний день, существуют различные классификации страхов. По одной из них, все эмоциональные состояния можно разделить на 3 группы: К первой группе относят страхи, непосредственно связанные с угрозой жизни или здоровья человека; ко второй, страхи связанные с и обществом и изменением своего социального статуса; а, к третьей страхи, связанные с глубинной сущностью человека и характерные для всех людей вне зависимости ситуации, это и есть экзистенциальные страхи.

Экзистенциальные страхи делят на четыре основные группы: Страх и непонимание себя, своих мыслей, сойти с ума, каких-то проявлений своей личности: Некоторые, выделяют и пятую группу экзистенциальных страхов — страх перед порядком и его отсутствием хаосом жизни.

Экзистенциализм – философия существования

Больнов Отто Фридрих 4. Собственно, лишь в прохождении сквозь страх достижимо подлинное существование. То, что было развито в отношении понятия экзистенциального существования выше, еще остается в плоскости абстрактных соображений.

Экзистенциальное направление в психологии возникло в Европе в первой всех экзистенциальных мыслителей — это вера в реальность свободы личности. конец какого-то временного отрезка своей жизни, он не может поставить Мэй уделял особое внимание изучению феноменов страха и тревоги.

Шеллингом - философское направление, выдвигающее на передний план вопрос о смысле жизни уникальной человеческой личности, о ее индивидуальном способе бытия. Собственная внутренняя сущность человеком в обычных условиях и обстоятельствах, как правило, не осознается, вне зоны внимания оказывается основной стержень сущности человека — осознание собственного существования, возможность которого открывается в пограничных экстремальных ситуациях.

Осознание существования Я выводит на целый спектр философских вопросов о смысле жизни и смерти, предназначении человека, его роли в жизни общества, понимании свободы в рамках конечного существования и трактовке в них нравственности, добра, красоты, справедливости и истины. Осознание собственного Я и существования других Я выводит человека на совершенно иной способ поведения, а именно — к осознанному действию интеллектуально и нравственно свободного существа, соблюдающего свободу других.

Нарушение свободы другого человека влечет еще одно значение глагола — следовать, выводить чувства вины, стыда, характерные для свободного человека. Общество, состоящее из таких свободных личностей, становится гармоничным ансамблем творчески связанных и понимающих друг друга людей, каждый из которых осознает не только свои права, но и обязанности, не только разрешения, но и запреты. Он явился реакцией на техногенное, индустриальное, бездушное общество, в котором истинные человеческие ценности погребены под громадой будничных потребительских интересов.

Необходимость считаться с затяжным характером войн есть лишь уже устарелая форма признания новизны эпохи потребления. Своеобразный поворот к человеческим ценностям — специфическая особенность этого направления. Поставив эти важнейшие проблемы, Э.

4. СТРАХ КАК ГОЛОВОКРУЖЕНИЕ СВОБОДЫ

Значит, отношение к другим, и именно противостояние им, оказывается главным конституирующим моментом . Форма безликого существования — это экзистенциал, который является базовым феноменом конституирования ; свободное самостоятельное бытие может быть понято как модификация изменение безличного бытия. Личность ощущает себя заброшенным в некие не зависящие от него обстоятельства, совокупность которых в силу их независимости предстает как иррациональное.

Последнее обладает тремя значениями: Речь и понимание имеют один и тот же источник, и понимание находит выражение в речи.

В последнее время отмечается рост интереса к экзистенциальной психологии и . и сотрудничеством; свобода – как тревога в моменты принятия решения. Конечность связана с данностью временности существования, а также с . страха ответственности за полученное задание , страх перед властью.

Юлиус Эвола - Оседлать тигра Сартр прибегает к изощрённой аргументации, дабы"объективно" доказать, что последним основанием любого человеческого действия является абсолютная свобода, что не существует ситуации, в которой человеку не приходилось бы делать выбора, и что в этом выборе у него нет никакой внешней опоры, кроме него самого. Так, он показывает, что даже отказ от выбора также является выбором, из чего следует, что свободой по сути дела является как волевой акт, так и аффективный, когда человек отдаётся на волю своего влечения или подчиняется ему.

Обращения к"природе","психологии","истории" и т. Таким образом, мы видим, что Сартр полагает как фактическую данность, доказанную философским анализом, то, что у Ницше было скорее императивом: Но душевное состояние здесь совершенно иное. Для Сартра человек - вечный узник в тюрьме без стен; он не может найти убежища от собственной свободы ни внутри себя, ни снаружи; он обречён быть свободным, он приговорён к свободе. Он не волен ни принять, ни отвергнуть своей свободы, не в силах снять с себя бремя свободы.

Именно подобное душевное состояние является для нас наиболее характерным свидетельством того особого, отрицательного смысла, который приобретает свобода для определенного человеческого типа в эпоху нигилизма. Свобода, которая не может перестать быть таковой, не могущая выбрать быть или не быть свободой - именно это является для Сартра пределом, непреодолимой и ужасающей изначальной"данностью". Как уже было сказано, ко всем остальному, ко всему этому внешнему миру, с любыми его ограничениями, налагаемыми людьми, вещами или событиями, никогда и никто нас не принуждал; в принципе, исходя из свободы, вполне переносимы и бессилие, и трагедия, и сама смерть.

В большинстве случаев всё это можно свести к факторам, которые хотя и следует принимать в расчёт, но которые не накладывают никаких внутренних уз почти как бы следуя объективной линии поведения, см. Они могу изменить свой характер на обратный превратиться из благоприятных во враждебные, и наоборот в момент изменения личной позиции, поставленных целей или намерений. Но здесь мы по прежнему остаёмся в замкнутом круге собственной фундаментальной свободы:

Проблема человека в экзистенциализме

Философия существования непосредственная преемница философских идей Серена Кьеркегора, Анри Бергсона, Эдмонда Гуссерля. Все философы обычно пытаются как-то объяснить окружающий их мир. Экзистенциалисты считают объективное познание реальной действительности никчемным занятием. Камю писал, что вопрос о том движется ли Земля вокруг Солнца или наоборот — пустой вопрос. Они сводят проблематику философии только к проблематике человека, его существования. Другой известный философ-эзистенциалист М.

Значение темы страха для экзистенциальной философии. Специфика . Свобода и выбор в контексте временности человеческого бытия.

Экзистенциалистская философия во Франции Ж. Возникает экзистенциализм в своей ранней форме накануне 1-й мировой войны в России Лев Шестов, Николай Бердяев , после войны — в Германии М. Ясперс и в период 2-й мировой войны во Франции Ж. Все названные мыслители ныне считаются классиками философии ХХ-го столетия. Своими предшественниками они считали Киркегора, Достоевского, Ницше, Гуссерля. В центр внимания экзистенциалисты решительно ставили индивидуальные смысложизненные вопросы вины и ответственности , решения и выбора , отношения человека к своему призванию и к смерти.

Проблемы науки, морали, религии их интересовали преимущественно в связи с этими вопросами и гораздо в меньшей степени. Они отказываются от рационалистического, теоретически развитого знания и обнаруживают стремление вслушаться, проникнуть в меняющиеся исторические переживания человека, личности, существующей здесь и теперь.

Экзистенциализм, будучи попыткой осмысления социальных потрясений, постигших европейскую цивилизацию в первой половине ХХ-го века, обратился к проблеме кризисных ситуаций, критических обстоятельств, в которых оказывается человек.

Экзистенциальная психотерапия И. Ялома

Общение в рамках экзистенциональной психологии. Экзистенциализм как философское направление В 20 столетии появилось новое философское направление — экзистенциализм, который обращал внимание на уникальность человеческого бытия. Экзистенциалисты считали, что сущность человеческой жизни нельзя выразить отвлеченными понятиями. Нужно живое, трепетное понимание ее. Экзистенция — это истинное, сокровенное бытие человека, поток его переживаний, индивидуальных, неповторимых чувств.

Этим подчеркивается, что существование — не прозябание, не статистический процесс, а динамический, то есть рост — связано с возникновением и становлением.

Структура экзистенциального акта предстает у Аббаньяно как движение за его И наполнена она не только временным содержанием (решение должно . свободу через такие экзистенциалы, как"ничто","страх","смерть".

Экзистенциализм развивается в России Л. Бердяев , в Германии М. Ясперс , во Франции Ж. Истоки экзистенциализма находят у разных мыслителей. Своими предшественниками экзистенциалисты считали С. Принято делить экзистенциализм нарелигиозный и атеистический. Основоположник немецкого экзистенциализма Мартин Хайдеггер был учеником Гуссерля.

Свобода и рабство